КУБАНЬСКА БАЛАЧКА — ЖИВА, ЦВИТУЧА ТА МОДНА



  • головна
  • куб-рус
  • рус-куб
  • куб-адыг
  • куб-арм
  • частушкы
  • кубанцы
  • кубанцы-2
  • кубанцы-3
  • кубанцы-4
  • гумор
  • гумор-2
  • гумор-3
  • гумор-4
  • гумор-5
  • прымовкы
  • прымовкы-2
  • прымовкы-3
  • прымовкы-4
  • прымовкы-5
  • тосты
  • думкы
  • кино
  • травнык
  • добри сайты
  • добри сайты-2
  • тэксты писэнь
  • граматыка
  • кухня
  • цикаво-1
  • цикаво-2
  • слэнг
  • спорт
  • коротэнько
  • украинизмы
  • старовына
  • побрэхэнькы
  • гэография
  • погоны
  • скороговоркы
  • прыкмэты
  • даты
  • колядкы
  • на мобилку
  • футболки
  • тэксты
  • зброя
  • Кирилов Петр
  • стыхы
  • флора-фауна
  • мульты
  • имэна
  • лысты
  • закачкы
  • казкы
  • игры
  • сэнрю
  • кныгы
  • обои-шпалэры
  • Бигдай А.Д.
  • Попко И.Д.
  • Мова В.С.
  • Первенцев А.А.
  • Короленко П.П.
  • Кухаренко Я.Г.
  • Серафимович А.С.
  • Канивецкий Н.Н.
  • Пивень А.Е.
  • Радченко В.Г.
  • Трушнович А.Р.
  • Филимонов А.П.
  • Щербина Ф.А.
  • Воронович Н.В.
  • Жарко Я.В.
  • Дикарев М.А.
  • Цикави факты и цыфры

    (додайтэ ваши факты на kubanofan@gmail.com)

    Кубанистыка — комплэкс наук про казацкый язык, казацку культуру, казацку литэратуру, казацкый народ та казацку историю.
    Кубанистыка вывчае казацкый язык и литэратуру, мэтодыку выкладання цых дысцыплин, вывчення казацкой культуры и комуникацыйи
    носиив казацкого языка з носиямы другых языков. Кубанистыка е складовою частыною славистыкы.

    Стэпные воины Евразии художныка Михаила Викторовича Горелика отут

    Сайт краснодарского художественного музея им. Коваленко тут

    —  Бог Перун мав вусы и казачий чуб
    На миниатюрах Радзивилловского литопысу читко выдный "запорожскый" чуб-осэлэдэц до ливого вуха

    —  В рускых былинах Илля Муромэц названый "старым казаком"

    —  Короливски мушкэтэры носылы накидку "казакин" або "а-ля-казак". Казакы сталы
    популярнымы в Европи писля участи в трыдцатэлэтний вийни з 1618 по 1648г.

    —  Святослав мав чуб, вусы, сэргу в ливому вухи и носыв шаровары

    —  Кубанская экзотическая группа "Маруся" тут

    —  Ставропольское трио "Балалайцы" тут

    —  В 965-67 г. по правому бэрэгу Кубани Святослав пройшов з войском убик Тамани.
    Звидты на чайках войско поплыло на Дон воювать з хазарамы

    —  В 7-10 столиттях Кубань входыла до складу иудэйской Хазарии

    —  Слова Ясса (законы Чингизхана) и есаул одного корэня

    —  Слова корогва(хоругвь) и хорунжий одного корэня

    —  Слова кошевой и кочубей одного корэня

    —  Назва кафе "Бистро" у Европи появылась завдякы казакам пид час войны з Наполеоном

    —  красный колир лыцарскый: щиты, плащи, пикы у стародавности булы червоного кольору
    —  красный був кольором воинив, князив, королив. Вин сымволизував войсковый стан
    у индоариев, иранцив и кельтив. Напрыклад, у вэдычний
    Индии червоный колир налэжав Варни (касти) кшатриев, тобто  воинив
    —  у рымскых лэгионэрив и спартанцив плащи булы червоного кольору
    —  красные околыши папах, шаровары и сорочкы булы у казакив
    —  прапор запорожзкой Сичи був червоного кольору (фото на сайти в роздили "на мобилку")


    —  Матвей Платов був старообрядныком

    —  "Лыцарскый чуб-айдар" був у багатьох стэповых кочовых народив

    —  Уинстон Черчилль, кардынал Ришелье, Рузвельт, Джордж Буш и Барак Обама булы
    далэкими нащадкамы Рюрика по матэрынский линии

    —  Джура, аманат, аталычество, баранта, куначество, нарты-гэрои, гэроизацыя подвыгов, культ Гэоргия Пэрэможця
    и еднисть гэроя и його мэча суть загальни для стэповых народив поняття

    —  правыльно говорыть Казакстан. Слово Казахстан прыдумав Сталин, просты Господы, в 1936г. для одминности казахив од казакив
    Суть одна. Дэржава вольных людэй з 1465 г.

    —  Цар-стэпняк Атила в 452 г. розлютувався, побачивши на стини короливского дворцу фрэску, на який скифски владыкы нызько кланялыся рымскому импэратору и наказав художныку пэрэпысать фрэску так, шоб рымскый импэратор нызько кланявся скифам. От це так.

    —  Казакы воювалы в Афрыки пид час итало-эфиопской вийны 1895-1896 г.

    —  Е австралийскэ казацтво, у пидпорядкуванни ЗКВ

    — В "Одиссее" Гомера кимэрийцы появляються як лэгэндарный народ, якый живэ на краю Экумены в окэани, куды николы нэ проныкають промэни Сонця. Вин згадуе про вулканы Тамани, думаючи, шо самэ тут пэрэбувае вхид у пидзэмнэ царство Аида — бога загробного мыру. Нэ забувайтэ, шо слово Гомер означае просто кимэриец, цепто старовынный кубанэц.

    —  Одын з давньогрэцкых мифив збэриг историю про появу выноградной лозы, яка одбулася в дрэвньой Гэрмонассе (Тамань)

    —  У скифскому языку тэж був зватэльный падиж

    —  Пэрвым проповидныком хрыстыянства скифам по лэгэнди був апостол Андрий Пэрвозванный в І столитти

    —  В VІ- XVІІ столиттях для Чорного моря в арабскых, италийскых и другых джерэлах була прыйнята назва "Рускэ морэ"

    —  На Кавкази есть блызько 3 тыс. дольмэнив кинця 3 - 2 тыс. до н. э

    —  Казак, якый запысався до запоризкой Сичи, мав говорыть на малоросийском чи казацком языках

    —  Традыцыйни сымволы Росии — вэдмидь и бэрэза. На Кубани — соняшнык и кони. Дрэвни стэпови сымволы — дуб и олэнь

    —  На даный момэнт на тэрытории СНГ е едыный пидроздил кавалэрии, якый мае бойови функцыи — Кинный горно-егэрскый
    батальйон у склади збройных сыл Казакстану. Даный пидроздил був назначеный для пиддэржкы прыгранычных войск у горыстых
    мистах Пивдэнного Казакстану. У склади батальйону дви кинни гирничо-егэрски роты и кинна миномэтна батарэя

    —  Европэйски грэнадэры 18- 20 столить у наслидування казакам носылы довги вусы и обшивалы шапкы — грэнадэркы вэдмэжим хутром
    У Букингэмского палацу грэнадэры и сьогодни стоят у червоных мундырах, чорных хутряных шапках и в чорных штанях из червоными лампасамы

    —  Образ кэнтавра-полкана вынык як плид фантазии прэдставныкив цывилизацый сэрэдзэмноморскых, нэ знаючих вэрхивковой изды народив. Воны упэрвэ
    зштовхнулыся з вэрховымы пивничных кочовых плэмэн: скифив, тюрок або таврив. Цым пояснюеться як лютый нрав кэнтаврив,
    так и ихний звязок з быкамы — основою господарства кочивныкив було скотарство. Кэнтавр з луком есть на гэрби Химок и Бутырского району

    —  Касогы булы найблыжчими сусидамы Тмутараканского князивства, якэ мало на ных значный вплыв. В 1022 г. з нымы воюе
    князь Мстыслав Тмутараканскый; у наступному годэ воны згадуються разом з хазарамы в його дружини
    Тмутараканскэ войско русов-касогов пидкорыло Русь, Мстыслав роздилыв Русь по Днипру


    —  Осэтыны (ясы рускых литопысив), давни сусиды кабардынцив и черкэсив, издревле и дотэпэр называють ихню краину Касаг, а их самых
    касгон — кабардынэц, черкэс, а насэлэна нымы Кабарда слывет в осэтын пид имьям «Касажская степь» (Касаджы быдыр).
    Черкэсов, якых осэтыны ще и сьогодни называють казахамы (kasakh), а мингрэлы — казакамы (kasak). Цэ касоги рускых литопысив.

    —  Найбильш дрэвни бронзови артэфакты булы выявлэни архэологом Веселовским в 1897 г. в райони рикы Кубань (т.зв. Майкопска культура).
    Бронза майкопскых курганив в основному прэдставлэна сплавом миди з мышьяком. Поступово знання про крипкый и пластычный мэтал поширылысь на
    Близкый Схид и Егыпэт. Здесь, писля пэрэходу до оловяно-мидного сплаву, бронза найшла мисто як одного з найважлывиших дэкоратывных матэриалив.

    —  В 1640-х г. у Францыи, яка вэла рэлигийни вийны, зацикавылыся организацыею казацкой пихоты, оскилькы такэ казаче войско трэбувало од скарбныцы
    зовсим мало грошей. За рэкомэндацыею французкого посла у Варшави кардынал Мазарини запросыв до сэбэ Богдана Хмельницкого, якый показав сэбэ
    добрым военачальныком. Той брав участь пид прапорамы прынца Конде в облоги и штурми крипости Дюнкэрк.

    —  Видомо, шо Ордою одын час командував Урус-Хан, цепто рускый хан. Цэ знають вси, та й чомусь нихто нэ хоче вызнавать його за руса

    —  Золотэ руно: на Кавкази золото добувалы за помочи овэчой шкиры у води на глыбыни золотоносных рик. На вовни осидалы дрибни
    крупынкы золота, и вона здобувала характэрный золотавый колир. Потим шкиру спалювалы, а золото збыралы.

    —  Навить сьогодни язычество есть официйною рэлигиею одразу в трьох прыволжскых рэспубликах: Мордовии, Чувашии и Марий-Эл.

    —  Кокошник — финно-угорскый головный убир, нэвидомый у дрэвний Руси, балалайка — татарскый музычный инструмэнт,
    офицыйна назва якого — " бас-домбра", а матрьошок руски полонэни почалы стругать в Японии писля поразкы у вийни 1905 года.

    —  Майкопска культура е самым ранним з видомых мистом бронзового вику

    —  З 24.06 1641 г. по 26.09 1642 г., казакы числом в 5 тысяч протыстоялы 300000 (по офицыйний статыстыки 240тыс) турэцкой армии пры оборони города-
    крипости Азов. Туркы протягом года нэ змоглы зломыть казакив, понэслы вэлыки втраты в живий сыли, одмовылысь од подальшого штурму, и пишлы гэть.

    —  У запорижзкый пэриод казацтва трудова дияльнисть сэрэд казакив нэ мала вэлыкого значення, а прагнэння до збагачення нэхтувалося,
    як нэ сумиснэ зи значенням воина-казака. Робота вважалася долэю нэповноправных, багатство — нэсумисным из хрыстыянскою чеснотою

    —  Выдатный исторык Н.М. Карамзин також уважав, шо история казацтва бильш дрэвня за историю Батыя...

    —  Матвий Ивановыч Платов, вэлыкый стэпняк, атаман войска Донского и гэрой вийны 1812 г., бував на питэрскых балах,
    його часто запытувалы: "Чи нэ лучче тут, ниж на Дони?" Вин завсигда одповидав: "Тут всэ прэкрасно, та й на Дони лучче, там есть всэ,
    крим розкоши, яка нам нэ потрибна. Людына, шо живэ блыжче до прыроды, сыльнише прывязана до своей Батьковщины. Людына розкишна,
    яка нэ мае подибных одчувань, звычайно бувае космополитом. А росияны повынни цуратыся космополитызму,
    и тоди мы будэм пэрвым народом у свити, страшни ворогам".

    —  Згидно з опысом антычных авторив, Таманскый пивострив в давныну являв собою комплэкс островив, найбильши з якых малы назву Цимэрис та Фанагора. Кепи,
    Фанагория та други важлыви города нашого рэгиону булы самэ на острови Фанагорус. Город стояв на бэрэгу протокы миж Чорным та Азовскым морэм.

    —  У 704 г. у Фанагории осэлывся византийскый импэратор в выгнании Юстиниан II. Житло у Фанагории йому надав зять — каган Ибузир Гляван.
    Импэратор-выгнанэц згодом зумив повэрнуть соби прэстол у Константинополи.

    —  Гроши на одкрыття науково-культурного цэнтру «Фанагория» надав благодийный фонд «Вильнэ дило» Олэга Дерипаски.
    Цэнтр побудувалы в сэли Синнэ нэподалик од схидного нэкрополя Фанагории и празнышно одзначилы його одкрыття восэны 2012 года

    —  В 1814 г. казакы ввийшлы в Парыж и розбылы бивуак прямо на Елысэйскых полях. Два мисяци воны напувалы конэй из Сэны

    —  4.10 1813 г. чорноморски казакы выризнылыся пид Лэйпцыгом у знамэнытий "бытви народив". Своею контратакою на наполэонивскых
    кирасырив воны запобиглы захоплэнню трьох монархив (руского, австрийского и пруского), яки спостэригалы за боем.
    Одразу писля бою вси казаки-чорноморци булы нагороджени Гэоргиивскыми хрэстамы.




    —  6.06 1877 г. турэцкэ войско в килькости 11 тыс. чоловик пидийшло до крипости Баязет,
    яку оборонялы 1650 рускых воинив (Уманскый и Хопэрскый полкы).
    Писля нэвдалого штурму почалася 23 дэнна облога крипости. Казакы голодувалы ( по одному сухари и ложки воды в дэнь),
    смило одбывалы атакы и сами робылы вылазкы. 28.06 облога була знята.

    —  Пэрвым выпадком матэриальных доказив викорыстання коня для вэрхивковой изды в Европи може служить Майкопска культура,
    4200 - 4000 г. до н.э. , ще до того, як одбулося широкомасштабнэ поширэння конэй у Старому Свити, у прычорноморскых стэпах
    появывся новый тып могыл. У ных найдэна булава з камяным набалдашныком у форми кинской головы и бусыны з кинскых зубив.

    —  Казакы в царской армии булы збройни вынтивкою особлывого тыпу, зразка 1891 г., трылинийною, пятызарядною, зи штампом "Каз.",
    сэрэдньой миж драгунскою и короткым кавалэрийскым карабином

    —  В 18 столитти з Ачуева кажный год вывозылы 300 тонн осэтровой и билуговой икры, 200 тонн билугы и 200-300 тонн рыбьячого жиру

    —  Впэрвэ тэрмин «казак» запысан у монгольский хроники в 1240 г. У 14 столитти цэй тэрмин вмищено в словнык
    половэцкого языка (Кодэкс Куманикус) и в додаток грэцкого збирныка житий святых. Найпэрва згадка про казакив
    в Захидний Европи — в гэнуэзкий хроники за 1474 год. Пэрва в истории офицыйна згадка про дии казакив на мори и
    офицыйна згадка про запорозкых казакив узагали — 1492 год, колы запорожцы атакувалы турэцку войсково-морску
    галэру пид Тягынэю, про цэ йдэться у лысти вэлыкого князя Олэксандра до хана Мэнгли I Герая.

    —  В XVІ- XVІІ столиттях уряд Польско-Лытовской дэржавы Дыкым Полэм уважав зэмли, яки пэрэбувалы на схид и
    пивдэнь од Билой Цэрквы, и роздавав их магнатам и знати у прыватну власнисть як нэзасэлэни.

    —  Зюзя — Бог зымы у давних украинцив, згодом у билорусив. Зображувався у выгляди дида нэвэлыкого зросту,
    з билым волоссям та довгою сывою бородою. Ходыть, згидно з повирьям, босониж, бэз шапкы, в билому кожухи.
    У руки — зализна булава. Пид Новый год билорусы варылы кутю для Зюзи: «Зюзя на двори — кутя на столи».

    —  Злыдни (мн.), у мифологии — зли духы, яки прыносять у хату нэщастя. Воны малэньки, заморэни,
    у лахмитти, з вичным голодом. Туляться в кутку за пиччю и постийно голодни. Дэмонични истоты.
    У пэрэносному значэнни — биднисть (жить у злыднях — жить у бидноти).

    —  Нэчиста сыла — збирнэ имья потойбичной сылы та истот: злых духив, чортив, дэмонив, водяныкив,
    пэрэвэртнив, нэжити и т.д. Спильным для ных усих есть прыналэжнисть до «нэчистого»,
    тобто нэгатывного, потойбичного свиту та их пидступнисть у видношенни до людэй.
    У давныну у зговори з нэчистою сылою пидозрювалы чабанив, мэльныкив, ковалив, видьом и чаклунив.
    Обэрэгом од нэчисти служилы ризни амулэты, замовляння, малювання кола навколо хат,
    оборювання навколо станыц, обэрэгы всэрэдыни хаты и т.д

    —  Щур (Цур, Чур) — одын з найдавниших и найпопулярниших стародавних «домашних» богив;
    охоронэц домашнього вогныща, тэпла, затышку. Бог добробуту, добрый дух дому та заступнык роду.
    А як колы уявлявся та зображувався у выгляди вогню, якый палае в пэчи. Выризьблювався на дэрэви, вышивався на рушныках

    —  В «Сказании о Словене и Русе», Рус — брат князя Словена, родоначальныка и вождя славян; браты разом рушилы
    из Прычорноморья на пивнич. Рус вызнаеться эпичным засновныком города Руса (Стара Руса).
    У библии и корани згадуеться князь Рос. Читайтэ бильше -отут

    —  Пэрэжиткы фино-угорской культуры у культури руской простэжуються у такых особлывостях,
    яких нэма сэрэд других славянскых народив: жиночи кокошнык та сарафан, чоловича сорочка-косоворотка,
    лапти (лычакы) у нацыональному костюми, пэльмэни у стравах, стыль народной архитэктуры (шатрови дома, крыльцо),
    руска баня, священна тварына — вэдмидь, 5-ты тонова гама спиву, а-кання та рэдукцыя голосных,
    парни слова тыпу стэжкы-дорожкы, рукы-ногы, жив-здоров, такой-сякой, язычный зворот "у меня есть"
    (замисть я маю, характэрного для других славян) казковый зачин "жил-был", нэпрысутнисть русального цыклу,
    колядок, культу Пэруна, наявнисть культу бэрэзы, а нэ дуба.

    —  В казачих фильмах вы побычитэ фильм "Конан". Чому. По-пэрвэ, вин був кимерийцем, цепто стародавним кубанцэм. По-другэ,
    автор кныг про "Конана" Роберт Ирвин Говард сам называв його казаком у книги Robert E.Howard. The Devil in Iron, p. 18—19 .

    —  У рымский импэрии лэгионэры малы червони прапоры из двуглавым орлом, щиты з Гэоргием Пэрэможцэм и навить спивалы гимн Гэоргию.

    —  Нэ вси знають, шо есть дэрэвня Кубань в Орловской, Брянской, Лыпэцкой областях, поселок Кубань у Карачаево-Черкэсии

    —  Сэло Кыивскэ Крымского району — батьковщина руской нафты, в 1864 году полковныком Новосильцевым
    у долыни рикы Кудако була пробурэна пэрвая в Росии нафтова свэрдловына.

    —  Автор «Слова о полку Игореве» (кинэц XII в.) называе рускым каганом тмутараканского князя Олэга Святославыча.

    —  Нынишний 1-й Кавалэрийскый полк Французкого Инозэмного лэгиону (1° REC) був створэный в 1921 году
    на основи кавалэрии розбытой армии Врангеля, цепто казаками

    —  У склади 1-го кавалэрийского полку Инозэмного лэгиону пид час Другой свитовой вийны воював з гэрманцямы в Африки казачий поэт
    «пэрвой хвыли» эмиграцыи Николай Туроверов, якому прысвятыв цыкл «Лэгион», бильше —отут

    —  В.И. Ленин, просты Господы, называв казакив народностью, в роботи «О национальной гордости великороссов».

    —  В эпичных пэрэказах кабардынцив и адыгэйцив згадуються гэрои из племья антив(русов), ихни бои з готамы, гунамы, рымлянамы.


    —  Славянскэ имья Ант маем на похоронных плытах Боспора Киммэрийского ще в III столитти.

    —  Всеобщая география Российской империи Е. Ф. Зябловского. М. 1807, ч. 3 стр. 16 и пидручнык
    руской гэографии К. И. Арсеньева, вказують на казакив як на особый славянскый народ

    —  Арриан пыше у своему "Опысу морского бэрэга", шо сын Пелея Ахилл був скифом и походыв з городка за назвою Мирмикион, якый лэжить у Меотидского озэра. Выгнанный скифамы за дыкунство, жорстокисть и нахабство, вин згодом посэлывся у Фессалии. Явнымы доказамы скифского походження Ахилла служать биляви волосья, свитло-сыни очи, дративлывисть и жорстокисть, над якымы смиявся Агамемнон: "Распря едына, брань и убывство тоби лыш прыемни".


    —  В 1257г. монголы провэлы другый пэрэпыс насэлэння у суздальский зэмли пид контролэм Александра Невского. Пэрэпыс робылы баскакы зи ставкы хана, та й войсковэ забэзпэчення опэрацыи було за Олэксандром Невским. За рэзультатамы пэрэпысу кажный сэлянын суздальской зэмли мав сплачувать одну шкуру вэдмэдя, одного чорного бобра, одного чорного соболя, одну лысячу шкуру. За нэсплату даныны — рабство


    —  Кударцы, як обособлэна этнична група иронцов из ущелыны Кударо в Пивдэнний Осэтии, збэригае загальну самоназву — ирон. Этноным «къуыдар», прыблызно, згадуеться у Армянской гэографии VII столиття («Ашхарацуйц») у форми Kowdetk (Кудеты). Сурен Еремян идэнтыфикував його з топонымом ущелыны Кударо в Пивдэнний Осэтии.

    Для пояснэння этымологии этноныма Къуыдар у ризный час иснувалы ризни прыпущення. На даный момэнт однией з наибильш обгрунтованых прыйнято вважать походження этноныма од самоназвы дрэвних скифов (зи скиф. *skuda/*skuta/*skua). У процеси наступного розвитку за фонэтычнымы законамы осэтынского языка слово выдозминылося и стало вже с суфиксом -ар и бэз початкового с- .


    —  Каски (Ga-as-ga або Кашки, Кашаки, Каскейцы) — народности (група плэмэн), яки насэлялы пивнично-схидну Анатолию и Пивдэннэ Прычорноморья (Понт) протягом II тыс. до н. э.. Ця народность засвидчена в клынопысных напысях дрэвньой Малой Азии. А як колы их называють — каскайски плэмэна. До XIV в. до н. э. у Каски збэригалася "войскова дэмократия". В XII столитти до н. э. (по ассирийских тэкстах), каски жилы на схидной пэрыфэрии Малой Азии. Од касков на тэрыториях ихнього проживання залышилося лыше килька назв гэографии, насэлэных пунктов и имэн особ.

    Послидни згадкы об Касках - VIII—VII вв. до н. э. Этноним "Каска" збэригся тикы в языку осэтын для позначення адыгов, черкэсов в выгляди слова "Кашкон". Каскы воювалы з усима сусидамы, никого нэ понэволювалы, а обкладалы даныною. Атакувалы ворога на бойовых колисныцях. Колы видомости про тэрыторию Малой Азии знову появляются, тэрытории касков вже зайняты кимерийцамы.


    —  З 1752 году в Росии появылыся сэрбы на чоли з Иваном Хорватом (Откуртичем). Воны зайнялы пивнично-захидну окраину запоризкого стэпу и засновалы тут так звану Нову Сэрбию з крипостью святой Елызавэты, названою на честь импэратрыцы Елызавэты Пэтривны и збудованою у форми правыльного шестыкутныка пэрымэтром (разом из укриплэннямы) до 6 вэрст. Новосэрбам було оддано луччи зэмли тэпэришньой Хэрсонской губэрнии по ричках Тясмыну, Выси, Сынюси и вэрст на 50 на пивдэнь стэп миж Бугом и Днипром.

    Цилью посэлэння новосэрбив була охорона окраины рускых зэмэль од запорожцив и татар. Охорона ця полягала в тому, шо новосэрбы будувалы ряд зэмляных шанцив и форпостив, в якых осаджувалы мылыцыю, яка спостэригала за кажным набигом казакив и татар.


    —  Запоризки казакы, живучи в Сичи бэз жинок и бэз потомкив и в той же час кажногодно, а часом и кажнодэнно змэншуючись у килькости од вийны, хвороб и старости, всиляко намагалыся поповныть свой склад и збильшить свое войско. Отож зрозумило, чому казакы прыймалы у свое товарыство кажного, хто прыходыв до ных и брав на сэбэ трэбування, нэобхидни для вступу в Сич.

    Людэ, блызьки до запоризкых казакив, у своих спогадах одноголосно свидчать, шо в Сичи можна було стрить всиляки народности, выхидцив чи нэ з цилого свиту — малоросив, полякив, лытовцив, билорусив, вэлыкоросив, донцив, болгар, волохив, чорногорцив, туркив, татар, еврэив, калмыкив, гэрманцив, хвранцузив, италийцив, испанцив, английцив


    —  На Олимпиаду було потрачено 1,5 трлн. рублэй. В Росии живуть 142 млн. людэй. На Кубани — 5 млн. людэй.
    Якшо гроши, вкладэни в Олимпиаду, роздать всим росиянам, то выйшло б по 10500 рублэй кажному
    Якшо гроши, вкладэни в Олимпиаду, роздать всим кубанцам, то выйшло б по 300 000 рублэй кажному

    —  Пысак В. Щербаков ще в 80-ти годы 20-го вику изучав скандынавски саги и зробыв вывод, шо асы е сармато-аланскимы плэмэнами, яки засэлялы Прычорноморья. Вин выклав свои идэи в кныги „Асгард, город богов”. Пид натыском гунив, частына сармато-алан мигрувала на захид и змишалась з гэрманскимы плэмэнамы. Мабудь тоди, килька аланских плэмэн проныкнулы до скандынавив, и ихний вождь-атаман Одын пэрэтворывся в мифичный пэрсонаж. Скандынавски саги про асов, показують ясный вплыв аланского „Эпоса о Нартах”. Нарты, подибно до скандынавских асов, е богамы-гэроямы, нэпэрэможни воины, воны воювалы з мифологичным ворогом – вэлэтнэм-вэлыканом, як нарты — з агурамы и вэлыканамы — уаиги. Бачим и подибности у пэрсонажив. Напрыклад,скандынавскый Локи — точный двийнык аланского Сирдона, Одын — Батраза, Фрея — Сатане и т. п.


    —  Ашуйскэ пысьмо Майкопской культуры послужило основою для финикийского пысьма, а воно — основою для давньогрэцкого, черэз 3,5 тысячи год грэцкэ пысьмо послужило основою для глаголыцы-кырылыцы и повэрнулося на Кубань.


    —  Википэдия пыше, шо слова прусы, русы в 7 столитти означалы просто вэрховых, кавалэрию, кочовый стан. Грозных стэпныкив, яки появылыся на граныци осэдлой рымской цывилизацыи.(пруссы в ру.вики). Рика Кубань, можлыво, пэрэводыться як "конная", антычни авторы называлы йи "Гипанис".





    (додайтэ ваши факты на kubanofan@gmail.com)
    головнакуб-русрус-кубкуб-адыгкуб-армчастушкыкубанцыкубанцы-2кубанцы-3кубанцы-4гуморгумор-2гумор-3гумор-4гумор-5прымовкыпрымовкы-2прымовкы-3прымовкы-4прымовкы-5тостыдумкыкинотравныкдобри сайтытэксты писэньграматыкакухняцикаво-1цикаво-2слэнгспорткоротэнькоукраинизмыстаровынапобрэхэнькыВоронович Н.В.Щербина Ф.А.гэографияпогоныскороговоркыпрыкмэтыдаты - колядкына мобилкуфутболкитэкстызброяКирилов ПетрстыхыФилимонов А. П.флора-фаунамультыимэналыстызакачкыказкыигрыдобри сайты-2Трушнович А.Р.сэнрюМова В.С.Бигдай А.Д.Попко И.Д.Первенцев А. А.Короленко П.П.Кухаренко Я.Г.Серафимович А.С.Канивецкий Н.Н.Пивень А.Е.Радченко В.Г.Жарко Я.В.Дикарев М.А.