КУБАНЬСКА БАЛАЧКА — ЖИВА, ЦВИТУЧА ТА МОДНА



  • главная
  • бал.-рус.
  • рус.-бал.
  • бал.-адыг.
  • бал.-арм.
  • уникальные слова
  • сленг
  • старовына
  • частушки
  • юмор
  • юмор-2
  • юмор-3
  • юмор-4
  • юмор-5
  • поговорки (А-Ж)
  • поговорки (З-Н)
  • поговорки (Н-С)
  • поговорки (С-Щ)
  • поговорки (Э-Я)
  • тосты
  • кино
  • травник
  • ссылки на сайты
  • ссылки на сайты-2
  • тексты песен
  • кухня
  • побрехеньки
  • скороговорки
  • приметы
  • колядки
  • тексты
  • стихи
  • мульты и игры
  • списки
  • закачки
  • сказки
  • книги
  • Доброскок Г.В.
  • Курганский В.П.
  • Лях А.П.
  • Яков Мышковский
  • Варавва И.Ф.
  • Кокунько П.И.
  • Кирилов Петр
  • Концевич Г.М.
  • Мащенко С.М.
  • Мигрин И.И.
  • Воронов Н.
  • Золотаренко В.Ф.
  • Бигдай А.Д.
  • Попко И.Д.
  • Мова В.С.
  • Первенцев А.А.
  • Короленко П.П.
  • Кухаренко Я.Г.
  • Серафимович А.С.
  • Канивецкий Н.Н.
  • Пивень А.Е.
  • Радченко В.Г.
  • Трушнович А.Р.
  • Филимонов А.П.
  • Щербина Ф.А.
  • Воронович Н.В.
  • Жарко Я.В.
  • Дикарев М.А.
  • Руденко А.В.
  • Золотаренко Василий Федорович

    "Плач Василия при реке Кубани"

    (1818 — 1872)


    Miseram te, terra grae iuvenm et
    Principes habes mane opulentes. Eccl.X.

    1. Описание

    Екатеринодар лежит между 45 и 3 градусами северной широты, и 59 и 40 градусами восточной долготы. Он главный в Черноморском казачьем войске, городок первоначально заселенный запорожцами в 1792 году по уничтожении их Сечи. Расположен при реке Кубань. К Востоку составляет границу его озеро «Карасун», наливаемое полноводьем реки Кубань; к западу и югу огибает его Кубань; к северу плоская возвышенность — степь.

    От Кавказских гор отстоит в шестидесяти верстах в соседстве с черкесами, закубанскими жителями.

    В Екатеринодаре четыре церкви, из коих одна соборная, а одна богодельная. Собор, это огромное и великолепное деревянное здание, построен в 1800 году; находится на южной стороне города. Не имея каменного фундамента, он приходит в ветхость, даже опасную для молельщиков. Вокруг него казармы, в коих помещаются два госпиталя, черноморский и военно-временный.

    Казармы эти выстроены для куренных атаманов с избранными старшинами. За казармами следует крепостной вал со рвом. На бастионах, при въездах стоят пушки и часовые. Вал и казармы, окружающие собор, составляют городскую крепость.

    Улицы расположены правильно. Одною улицей можно выйти за город; ровно одною же можно пройти весь город в поперек, от Карасуна до Кубани, т.е. от востока к западу.

    Строение в Екатаринодаре вообще бедное. Дома турлучные. Только в голове города, близ крепости, зеленеют дома на шести крышах. Каменного и двухэта>кного дома нет ни одного. Самые присутственные места турлучные. На строениях сплошь и рядом крыши камышовые. При каждом доме, богат ли он, или беден, есть сад; величина и достоинство его зависят от состояния дома. По Карасуну, во многих садах остались дубы, росшие здесь еще до водворения запоро>кцев. Город имеет в длину более 2-х, в ширину более одной версты. Большая улица называется Красная. Она вымощена деревянными тротуаром для пешеходов на войсковой счет. В Екатеринодаре всех домов 3 600, жителей более 9 000. Сии последние — суть казаки, малороссияне. Господствующий язык малороссийский. Управляется, как город, так и все Черноморье, наказным атаманом, в зависимости от начальника Кавказкой области.

    2. Климат

    И воззрением Его подвижутся горы, и волею Его возвеет юг.
    Глас грома Его порази землю и буря Северова и вихрь ветра.

    Климат в Екатеринодаре нездоровый. Город заселен на месте, где росли вековые дубы. Следовательно, еще до того времени, как показались тут запорожцы, болота существовали. Когда приступили к поселению, то должны были вырубать деревья и выкапывать их корни. Такое выкапывание уничтожило число болот. К прискорбию, болота эти не высушиваются, а засыпаются навозом. Это еще более не уничтожает сырость и грязь. От этих болот постоянно исходит вредное смрадное испарило. Зной солнечный едва иссушает их среди лета на короткое время.

    Когда подует с Черного моря юго-западный ветер, то он не менее болот, портит воздух. Проходя через непроходимые болота Закубанья, он приносит с собою их гнилость. Многочисленные сады так же поддерживают сырость. Ни один ветер не освежает, можно сказать, города в летнее время, сады, загородные рощи и возвышенности служат ему большим препятствием к очищению воздуха.

    Что бы видеть до какой степени воздух получает неестественный вид, то стоит утром взглянуть на город со стороны. Здесь вы увидите не пыль, какая бывает вообще над большими городами, а туман, или правильнее, густую непроницаемую синеву. От дождей в улицах вода совершенно не имеет, никакого истока, а стоит до тех пор, пока летнее солнце или ветры, высушат ее.

    Мужчины, в такое время ездят верхом, а кому надобно проехать в коляске, то не пара, а четверка лошадей везут ничем не нагруженный экипаж. Бедняки, из опасенья лишится сапог в грязи, подвязывают к голенище, выше колен. Грязь бывает до того густа и клейка, что лошадь едва идет. Колеса телеги, в таком случае, принимают вид больших груд грязи. На многих улицах вы увидите торчащие повозки.

    Короче сказать: все улицы, особенно продольные, принимают вид, как бы одного озера, редко где пересекаемого насыпом, или самою незначительною возвышенностью. Подобная грязь бывает, почти каждый год, начиная с октября до апреля. Все это зависит от того, что город населен на низменном месте.

    Запорожцы, обитатели раздольных степей, будучи сами народ здоровый, не заботились о местности здоровой, а обратили внимания на то, что город самою природой защищается от нападения горцев. При таком положении города всякий может судить, какое здоровье, имеют жители там, где вечная сырость, а здоровому ветру закрыт вход с улицы. При этом, начиная с июля до самой зимы, жители подвергаются лихорадке, принявшей здесь название корчия, по свойству корчить. Были времена, что в целом семействе, самым многочисленным, не находилось ни одного, кто был бы, свободен, от этой обладательницы края. От этого здесь народ хил, и вы не встретите ни одного лица, совершенно здорового, а все видишь желтые тощие физиономии...

    Горячка, глазная болезнь, рожа, кашель, охриплость и т. п. На шум в ушах редкие из жителей не пожалуются. Всякий, кто бы не приехал сюда, из внутри России, должен заплатить дань лихорадке...

    Человеку более всего надобно позаботиться о собственном здоровье. Эта истина не подлежит никакому сомнению. Но тот преимущественно понимает ее, чье здоровье потерянно. Для того, кто со слабым здоровьем, жизнь Екатеринодарская есть ряд болезней.

    3. Образованность
    Образование стоит на низкой ступени. Мало людей, учившихся гденибудь и чему-нибудь. Окончивших курс в университете не более трех человек. Когда существовала Екатеринодарская гимназия, то не многие учащиеся доходили до пятого класса. От такого невнимания черноморцев к образованию, гимназия закрылась в 1830 году. Да и что оставалось делать правительству, кроме закрытия, когда во всей гимназии было не более 3-х человек. Наставники оставались без занятий. Пока был директором умный и трудолюбивый муж, протоиерей Российский, до тех пор они находились в цветущем состоянии, он умел и старался приучить черноморцев к образованию детей. Со смертью его в 1825 году угасли и желания искать просвещения.

    Молодые люди, из общения с умными людьми и занятиях при них письменными делами, получают некоторое начальное образование в штабах командующих войсками на Кавказе, и корпусом в Тифлисе. Оттуда они возвращались, умея с кем-нибудь правильно говорить, и посредственно составлять бумаги. Черноморский народ чрезвычайно переимчивый...

    В смысле: в бумагах не доискивайтесь грамматики, а тем более логики. Вы можете прочитать бумаги, и содержание ее вам останется неизвестно. При такой безграмотности царствует удивительная беспечность... Недостаток образования, он заметен и в литературном отношении. Чтением книг не многие из чиновников занимаются. Мало получают журналов, на весь город их выписали не более 5 человек...

    В домах аристократов редко заходит речь о литературе, о сочинениях того или иного писателя. Библиотеки, даже посредственной, нет ни у кого из черноморцев. Об открытии публичной библиотеки никому и мысль не приходит. Впрочем, как могло просвещение распространить свои корни глубоко, когда черноморцы только начали говорить по-русски.

    Сколько благороден этот образ, столько противоположен уму обычай строить на возвышенностях в церквах перегородки для чиновников? Когда христиане пришли в храм на молитвы, то не все ли здесь равны — свободен ли кто, или раб? Не одного ли Отца небесного имеем все? Не от одной ли чаши пьем? К чему же возвышаться тем, куда всякий должен приходить с сокрушенным сердцем и умиленною душою? Царь Давид, при всем своем величии, скидал порфиру и весон, когда становился на молитву, посыпал голову пеплом. Устройством таких перил обнаруживался в чиновниках эгоизм, презрение ко всему стоящему ниже их. Не дадут бедняку забыться хоть в храме, что он увидел стоящих его человечество...

    Они здесь гордо ведут разговоры, разговаривают так громко, нередко заглушая само чтение...

    Обнаруживая свое преимущество перед чернью, они оказывают небрежие самой святыне...

    Сердце бедняка при этом содрогнется, он пришел помолится, но ему препятствуют. Дома заботы, а здесь невежество чиновников полагает преграду к теплой молитве.

    К числу обычаев принадлежат стремление строить все не на улицу, а в углублении двора. Это делается из опасения черкесов и для сохранения от брызгов грязи. Так строя жилище (мазанки) не по длине, а поперек, чем обнару>кивается склонность прятаться, жить уединенно...

    Едва только смеркнется, как у всех ставни уже закрыты, начинается безмолвие, через пол часа город делается гробом. Нигде не увидишь огня, нигде не услышишь вечерние песни казака. Сами русские — мастеровые, которые проживают в других городах. Вечернею зарю не встречают веселыми песнями, тут молчат, не смея нарушить безмолвие. Только лай собак, которыми жители богаты, напоминают, что здесь живут люди. Исходя все улицы, вы никого не встретите, все жители, куда-то денутся. От такой прогулки и вам станет грустно, вам легко придет в голову мысль, что только вы одни населяете земной шар. И поэтому вольно будете наслаждаться вечером: таким возвратитесь домой и велите затворить ставни.

    ...По улице летом стоит пыль, а тротуары так узки, что одному человеку только пройти да при встрече посторониться. Мест для общественных гуляний нет, да и едва ли когда-нибудь будут, при не заботливости об этом.

    Нет общественных удовольствий, нет движения в жизни Екатеринодара. Жизнь в застое. То болезненность, то грязь, то однообразие сословий тому причиною. Будучи одного сословия, один пред другим гордиться. Пестрота сословий составила бы красивый контраст, подобный приятному разнообразию цветов, в одном цветник е растущем...

    Общественные благородные собрания редко когда обходятся без сплетней. Городок небольшой. Дамы все между собой знакомы. У них только и дело, что, собравшись, заниматься сплетнями. Нет сомнений, в том числе исчисленных подсчетов, есть похвальные, но есть и достойные отрицания.

    4. Промышленность

    А бедный пруд год от году все плох,
    Заволочен весь тиной глубокой.

    Народ вообще беден. Чиновники обогащаются за счет казаков, употребляя их в свои работы...

    Более семи чиновников прежних времен оставили своим потомкам табуны лошадей, стада овец и рогатого скота, немало денег. Не оборотами промышленности все то приобретено, а жадностью и работой рук казачьих. Занимаются торговлею иногородние. Казакам досталось в удел торговать мелочными товарами: железом, лопатами, мелом и т.п. Не будь здесь регулярных войск, тот же малороссийский язык и те же старинные нравы оставались бы доселе, были бы неприкосновенными.

    Занимаются чтением из числа дам самое ограниченное число. Какие из них читают, их заметно с первого слова. Многие из состоятельных отдают дочерей в Керченский институт. В настоящее время обратим особое внимание на воспитание девиц. В самом же Екатеринодаре совершенно нет средств к воспитанию женского пола.

    Что касается детей пола мужского, то до сего существует окружное училище, к которому в 1842 году присоединились первые четыре класса гимназии. Но в нем мало ищущих просвещения. Не говоря уже о казаках. Недоросль-дворянин достигает 16 лет, его записывают в полк, где года через два три выпустят с эполетами. К несчастью, преподаватели читают свои предметы, не будучи в состоянии объяснить того, что надо понимать, но заставляют ученика. Черноморье — край отдаленный, притом нездоровый. И кто поедет сюда из хорошо образованных учителей? В Екатеринодаре есть такое училище, духовно-приходское. В нем обучают малолетних детей всем черноморским духовенством. На 5 священских детей, способных поступить в училище, обучается только один. Долго ждать, пока в Екатеринодаре будет много образованных людей!

    5. Обычаи

    Suum cuidre placet

    Обычаи в Екатеринодаре общие малороссам. В оба сочельника — те же кутя и взвар на сене под образами. На масленицу всласть делают вареники. Это любимое блюдо черноморца. Каждую субботу великого поста в центре, по приобщении Святых тайн, происходит объединение: тут нещадно едят сласти, и маковки, и бублики, и медяники, а сбитень льется рекой. Незнакомый с событием края подумал бы, что тут временный базар или поминки происходят.

    На другой день Святого праздника, при обхождении духовенства вокруг собора с хоругвями, офицеры носят знамена всех полков, а урядники — куренные булавы, принесенные в Черноморию из Запорожья. На столике стоят запорожские литавры, блюда и соломка серебряная вместе с грамотой 1792 года. Ими Екатерина 11 даровала войска... Тут лежат грамоты Павла 1, Александра 1, и Николая 1. В грамотах сих изложено дозволение владеть землей, тут вы увидите многие вещи, перешедшие в войско из Запорожского.

    После выстрела из всех пушек, начинается колокольный призыв, радостные песни «Христос Воскрес». Пасха у великороссов делалась из сыру, а здесь они из хлеба, которые называются кулебякой.

    На пасхе всегда стоит поросенок с красным яйцом в зубах. Под пасху вы найдете несколько кусков сала, самогон и блюда казака. Освятили пасхи. Народ отобедал. В Великороссии в это время забавам нет предела. Мужчины запивают круговые, веселые песни под однострунную балалайку, удалые ударяют трепачи. Пошли шутки, полились своего рода забавы. Девицы и молодые парни составят хороводы и наиприятно проводят свое время. Здесь ничего этого нет. Девушки собираются в кучи, и тут кто их знает, о чем они разговаривают. Потом их набираются целые стаи, ходят по улицам, говорят или лучше визжат. Напрасный вечер. Эти недоросли спешат на вечерицы. Тут отыскивают они себе подруг, а девицы смышляют себе женихов.

    В Екатеринодаре существует один похвальный обычай. Это хождение за вербой в субботу, всякий берет по ветке и несет к церкви.

    Стройное мелодичное пение, а в толпе шумящее столкновение ветвей. При захождении солнца представляет вид величественный, напоминающий картину иерусалимского шествия Спасителя.



    главнаябал.-рус.рус.-бал.бал.-адыг.бал.-арм.уникальные словасленгстаровыначастушкиюморюмор-2юмор-3юмор-4юмор-5поговорки (А-Ж)поговорки (З-Н)поговорки (Н-С)поговорки (С-Щ)поговорки (Э-Я)тостыкинотравникссылки на сайтыссылки на сайты-2тексты песенкухняпобрехенькискороговоркиприметыколядкитекстыстихимульты и игрыспискизакачкисказкикнигиДоброскок Г.В.Курганский В.П.Лях А.П.Яков МышковскийВаравва И.Ф.Кокунько П.И.Кирилов ПетрКонцевич Г.М.Мащенко С.М.Мигрин И.И.Воронов Н.Золотаренко В.Ф.Бигдай А.Д.Попко И.Д.Мова В.С.Первенцев А.А.Короленко П.П.Кухаренко Я.Г.Серафимович А.С.Канивецкий Н.Н.Пивень А.Е.Радченко В.Г.Трушнович А.Р.Филимонов А.П.Щербина Ф.А.Воронович Н.В.Жарко Я.В.Дикарев М.А.Руденко А.В.